Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц «Благотворительный фонд Офицеры России»

1. Общие положения

Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций физических лиц «Благотворительный фонд Офицеры России» разработана в соответствии с требованиями и положениями Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в частности, на основании ст. 17 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), иных законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации, Уставом Благотворительного фонда «Благотворительный фонд Офицеры России».

Благотворительная Программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц «Благотворительный фонд Офицеры России» (далее по тексту — Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям Благотворительного фонда «Благотворительный фонд Офицеры России» (далее по тексту — Фонд).

2. Миссия и цель Программы

Миссия Программы
Оказание социальной поддержки и благотворительной помощи социально-незащищенным категориям населения/граждан по всей России посредством предоставления продуктов питания и иных потребительских товаров, пожертвованных для этой цели Фонду физическими и юридическими лицами, и доведенных до благополучателей (физических лиц) через партнерскую сеть некоммерческих организаций.

Фонд жертвует некоммерческим организациям продукты питания и иные потребительские товары, а также осуществляет целевые денежные пожертвования некоммерческим организациям, имеющим возможность оперативно обеспечить благополучателей-физических лиц продовольствием или иными потребительскими товарами.

При этом значительную часть пожертвований в виде продуктов питания и иных потребительских товаров Фонд получает от крупных продовольственных компаний, за счет чего, в том числе, обеспечивается экологический эффект от сокращения вынужденной утилизации продукции, которую компания в соответствии со своей маркетинговой стратегией не может реализовать самостоятельно в силу каких-либо причин.

В рамках реализации Программы Фонд финансово обеспечивает перевозки пожертвований, а также закупку необходимых продуктов и расходных материалов для реализации отдельных благотворительных проектов, кроме случаев, когда эти расходы покрываются самой некоммерческой организацией или компанией-благотворителем.

Цель Программы
Целью Программы является аккумулирование имущества (денежных средств, продовольственных и непродовольственных имущественных пожертвований, иных видов имущества), полученного посредством добровольных пожертвований от юридических и физических лиц, а также привлеченного иной не запрещенной законом деятельностью, и использование данного имущества для осуществления благотворительной деятельности, направленной на:

  • социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения социально-незащищенных категорий населения; при этом под улучшением материального положения понимается, в том числе, экономия расходов граждан, которая имеет место при получении благотворительного пожертвования в виде продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; в том числе, путем обеспечения дополнительного питания;
  • содействие добровольческой деятельности.

Оказание благотворительной помощи, в том числе финансовой (денежными средствами) или в натуральной форме (продовольствие, иные потребительские товары) некоммерческим организациям и (или) физическим лицам, может осуществляться, в частности, путем предоставления пожертвований и грантов, выплаты стипендий, присуждения премий, оказания консультаций и иными не запрещенными действующим законодательством способами.

3. Принципы Программы

Законность
В процессе реализации Программы Фонд неукоснительно соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство Российской Федерации.

Открытость
Программа открыта для присоединения участников. Число участников Программы не ограничено.

Прозрачность
Фонд регулярно публикует на своем сайте отчеты об использовании пожертвований, ежегодно размещает на сайте консолидированный отчет о реализации Программы.

Фонд проходит обязательный ежегодный независимый аудит, результаты которого публикуются на сайте Фонда.

Актуальность и эффективность
Фонд при оказании благотворительной помощи руководствуется принципом приоритетной поддержки наиболее нуждающихся категорий населения. Лицо, которое в силу улучшившихся жизненных обстоятельств утратило статус нуждающегося, не вправе оставаться получателем помощи Фонда.

Ответственность
Фонд несет ответственность за качество оказываемой помощи, за исполнение своих обязательств перед участниками Программы.

4. География, сроки и этапы реализации Программы

География Программы
Программа реализуется на территории Российской Федерации.

Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы определяется в 50 лет. Реализация Программы не зависит от планируемых количественных показателей Программы; при любых имеющихся количественных показателях Программа считается реализуемой и по истечении срока реализации — реализованной.

Срок Программы может быть изменен в порядке, предусмотренном Разделом 13.

Этапы реализации Программы
Этапом реализации Программы признается 1 (один) календарный год. По каждому этапу реализации программы составляется Смета (Раздел 6 настоящей Программы), являющаяся неотъемлемой частью данной Программы.

5. Источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет:

благотворительных пожертвований, в том числе носящих целевой характер, предоставляемых физическими и юридическими лицами в денежной и (или) натуральной форме;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

6. Смета благотворительной Программы

Финансирование Благотворительной программы определяется Сметой предполагаемых поступлений и планируемых расходов (далее — Смета), которая является неотъемлемой частью Благотворительной программы.

Смета составляется на каждый этап реализации Программы, то есть на каждый календарный год. Смета на соответствующий календарный год утверждается единоличным исполнительным органом Фонда.

При необходимости в течение года в утвержденную Смету могут вноситься изменения.

Если средства, утвержденные по Смете на текущий год, не использованы до конца года, то их расходование переносится на следующий год и может осуществляться в течение всего срока реализации Благотворительной программы.

7. Планируемые результаты реализации Программы

Улучшение материального положения социально-незащищенных категорий населения; при этом под улучшением материального положения понимается, в том числе, экономия расходов благополучателей-физических лиц.

Улучшение здоровья граждан за счет обеспечения продуктами питания и иными потребительскими товарами.

Уменьшение социальной напряженности в обществе.
Внедрение в практику новых механизмов сбора и распределения имущественных пожертвований: создание системы взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций, позволяющей оперативно распределять среди благополучателей-физических лиц по всей России большие объемы продукции.
Развитие корпоративной социальной ответственности компаний, в частности, программ корпоративного «волонтерства» (деятельность в качестве добровольцев) сотрудников.
Развитие добровольческой деятельности в России.

8. Участники Программы

Участниками Программы являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную и иную деятельность в целях исполнения настоящей Программы, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность в целях исполнения настоящей Программы.

Участниками Программы являются: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Фонд выступает как благотворителем, так и благополучателем в рамках Программы. Фонд является главным организатором, координатором и исполнителем Программы, осуществляющим общее руководство реализацией Программы и обеспечивающим взаимодействие участников Программы и ее реализацию.

Фонд:

определяет общие принципы, единые правила, порядок и условия реализации Программы;
определяет цели Программы;
осуществляет общее руководство реализацией Программы;
обеспечивает реализацию Программы посредством получения и передачи пожертвований;
координирует деятельнось участников Программы;
осуществляет контроль за реализацией Программы;
осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Положением, внутренними документами Фонда.

Фонд вправе:

осуществлять регулирование по всем вопросам, связанным с реализацией Программы;
направлять своих представителей для участия в любых мероприятиях Программы;
запрашивать у всех участников Программы необходимую информацию.
Благотворителями в рамках Программы могут быть физические лица (граждане Российской Федерации, иностранных государств и лица без гражданства) и юридические лица (российские и иностранные юридические лица, международные организации), разделяющие цели Программы и участвующие в ее реализации в порядке и на условиях, определенных настоящей Программой.

Благотворители могут оказывать поддержку настоящей Программы в следующих формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.
Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.

Благополучателями в рамках Программы выступают:

российские некоммерческие организации (далее — НКО), включая государственные и муниципальные учреждения и религиозные организации, оказывающие поддержку социально-незащищенным категориям населения на территории РФ;
физические лица, включая граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, относящиеся к социально-незащищенным категориям населения и получающие благотворительное пожертвование в рамках Программы.
Понятие «социально-незащищенные категории населения / граждан» включает группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья, трудной жизненной ситуации или иных факторов не в состоянии обеспечить себе (и своим семьям) на момент оказания благотворительной помощи достойный уровень материального благосостояния (малообеспеченные граждане).

Малообеспеченные граждане — лица, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту проживания данного лица.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Основными категориями социально-незащищенных слоев населения, которым оказывается поддержка в рамках Программы, являются:

  • люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
  • многодетные малообеспеченные семьи;
  • малообеспеченные семьи с доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи, семьи, потерявшие кормильца;
  • пожилые люди и инвалиды, проживающие в интернатах и домах престарелых;
  • одинокие пожилые люди, престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, выпускники детских домов и интернатов;
  • инвалиды, дети с инвалидностью и их семьи, родители, воспитывающие ребенка-инвалида в одиночку;
  • лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов;
  • бездомные;
  • беженцы;
  • иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и материальной поддержке.

Благополучателями в рамках Программы не могут быть:

  • политические партии и общественные объединения политической направленности;
  • коммерческие организации;
  • международные и иностранные правительственные организации.

Запрещается поддержка политических партий, движений, групп и кампаний посредством каких-либо мероприятий Программы. Запрещается проводить одновременно с какими-либо мероприятиями Программы предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Важную роль в реализации Программы играют коммерческие организации, осуществляющие перевозку пожертвований и поставляющие продукцию Фонду. Данные коммерческие организации становятся участниками Программы — благотворителями — в случае, если поставка товаров, выполнение работ/услуг для Фонда осуществляются на благотворительной основе (пожертвование).

9. Основные направления деятельности Фонда по реализации Программы

В целях реализации Программы Фонд осуществляет комплекс мероприятий по следующим направлениям.

Направление «Стоки»
В рамках данного направления Фонд осуществляет сбор продовольственной и непродовольственной продукции в качестве пожертвований от компаний-производителей, торговых организаций, организаций общественного питания (далее — Доноры) в целях оказания помощи социально-незащищенным категориям населения.

Стоки (от англ. «stock» — «запас», «хранить на складе») — это продовольственная и непродовольственная продукция, не потерявшая потребительских свойств, переданная Фонду в качестве пожертвования Донорами. В крупных компаниях всегда существуют излишки продукции сверх количества, необходимого для эффективного оборота запасов компаний, образовавшиеся в результате перепроизводства, незначительного брака упаковки, иных маркетинговых причин, при этом потеря коммерческой привлекательности продукции для Донора не означает утрату ею потребительских свойств.

Полученную от Доноров продукцию Фонд безвозмездно передает в качестве пожертвований Благополучателям Программы. Как правило, Фонд при этом финансово обеспечивает перевозку пожертвований в регионы.

Благотворительный проект «Народный обед»
«Народный обед» — это проект по снабжению Благополучателей Программы обедами, состоящими из продуктовых ингредиентов (например, крупы, сушеные овощи). В рамках проекта при поддержке партнеров Фонда открываются цеха по формированию продуктовых наборов. Цеха представляют собой временные нестационарные добровольческие центры по формированию продуктовых наборов («Народных обедов») силами добровольцев из приобретенных Фондом продуктовых ингредиентов по специально разработанным рецептурам с учетом калорийности продуктов. Сформированные добровольцами «Народные обеды» безвозмездно передаются в качестве пожертвований Благополучателям Программы через партнерскую сеть НКО или напрямую.

Реализация проекта «Народный обед» осуществляется за счет денежных целевых пожертвований от физических и юридических лиц в адрес Фонда.

Как правило, Фонд при этом финансово обеспечивает закупку необходимых продуктов и расходных материалов, а также перевозку пожертвований в регионы.

В ходе развития проекта возможны изменения, в частности, изменение рецептуры обедов, использование для проекта не денежных целевых пожертвований, иные изменения, не затрагивающие суть проекта.

Помощь в рамках чрезвычайных ситуаций
В рамках данного направления Фонд предоставляет не денежную имущественную помощь лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС). Фонд оказывает помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам. Фонд предоставляет помощь лицам, пострадавшим в результате ЧС, жертвуя указанным лицам продукцию, полученную в натуральной форме от Благотворителей Программы, либо приобретенную за счет целевых денежных пожертвований, поступивших в адрес Фонда от Благотворителей Программы.

Сбор частных имущественных не денежных пожертвований от физических лиц («Продуктовый марафон», «Фуддрайв»)
В рамках данного направления Фонд при партнерстве торговых компаний (ритейл) осуществляет сбор частных имущественных не денежных пожертвований (продовольственной и непродовольственной продукции) от физических лиц. Физические лица приобретают указанную продукцию в магазинах торговых компаний и передают в качестве пожертвований в адрес Фонда. Пожертвованная продукция безвозмездно передается Фондом Благополучателям Программы через партнерскую сеть НКО или напрямую.

Сбор частных имущественных не денежных и денежных пожертвований от физических и юридических лиц
Сбор частных имущественных не денежных и денежных пожертвований от физических и юридических лиц может осуществляться любым не запрещенным законом способом, в частности, путем проведения благотворительных акций, проектов, иных мероприятий (в том числе, в совместных акциях с партнерами Фонда).

Собранные средства могут пойти на любое мероприятие в рамках благотворительной деятельности Фонда, в зависимости от целевого назначения собранных средств. Важными направлениями расходования пожертвованных средств при этом является оплата услуг перевозчиков по перевозке пожертвований Благополучателям, закупок продукции (в том числе, по льготным ставкам), а также курьерских услуг по доставке документации.

10. Механизм реализации Программы

Создание партнерской сети НКО — участников Программы
Фонд направляет письма-приглашения НКО — потенциальным участникам Программы. НКО могут сами подавать заявки для участия в Программе по установленной форме (установлена Приложением №1 к настоящей Программе). Подача заявки по форме является желательным, но не обязательным условием для начала процедуры валидации НКО.

Фонд проводит обязательную валидацию (экспертизу) НКО, желающих участвовать в Программе в качестве Благополучателей, по содержательному и юридическому критерию в порядке, описанном в Приложении №2 к Программе. НКО предоставляет для валидации документы по Перечню, указанному в Приложении №3 к Программе, анкета для валидации заполняется по форме, утвержденной Приложением №4 к Программе. К рассмотрению принимаются только полные комплекты надлежащим образом оформленных документов (желательно в электронном виде).

В течение месяца с момента получения пакета документов уполномоченные сотрудники Фонда проводят валидацию НКО. В случае принятия положительного решения информация об НКО заносится в базу данных Фонда, и с НКО заключается соответствующий договор. В случае отрицательного решения Фонд извещает об этом заявителя в письменной форме (в том числе, письменной формой признается электронное письмо) с указанием причин отказа.

При получении большого количества заявок Фонд оставляет за собой право изменить сроки проведения валидации.

НКО, прошедшие валидацию, принимают на себя следующие обязательства: предоставлять отчетность о расходовании имущества, переданного в качестве пожертвования, в случае изменения реквизитов своевременно уведомлять об этом Фонд, информировать общественность о том, что они получили имущество в рамках участия в Программе и иные обязательства, указанные в соответствующих договорах целевого пожертвования.

Общие положения о передаче пожертвований в НКО
При необходимости передать пожертвование Фонд связывается с НКО и сообщает о наличии конкретного имущества, возможных сроках его передачи и приоритетной категории Благополучателей — физических лиц. НКО присылают запрос на получение этого имущества или подтверждают свою готовность его принять с указанием объема, сроков распределения имущества и категорий Благополучателей-физических лиц.

Сотрудники Фонда осуществляют необходимый документооборот и организуют перевозку пожертвования в НКО.

Уполномоченный сотрудник Фонда осуществляет мониторинг распределения пожертвований.

По завершении распределения пожертвования НКО предоставляют в Фонд отчет. Фонд проводит проверку целевого использования пожертвования путем проверки отчетов НКО и, при необходимости, путем проверки распределения пожертвований на местах.

Ограничения определенной деятельности в рамках Программы
В рамках Программы категорически запрещается:

  • использовать полученное от Фонда имущество с целью извлечения прибыли;
  • осуществлять продажу полученного от Фонда имущества;
  • поддерживать политические партии, движения, группы и кампании посредством каких-либо мероприятий Программы;
  • проводить одновременно с какими-либо мероприятиями Программы предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

11. Конфиденциальность сведений и информации, полученных при реализации Программы

Конфиденциальной информацией для третьих лиц считаются результаты валидации участников Программы.

Не является конфиденциальной информация, способствующая развитию Программы и стимулированию благотворительной деятельности Фонда. К такой информации относятся: сведения об общей сумме пожертвований и количестве благотворителей за определенный интервал времени (квартал, полгода, год); об НКО — благополучателях Программы (их видах деятельности, наименованиях), о частоте пожертвований за определенный период; информация о проводимых акциях и иных мероприятиях по Программе.

Фонд оставляет за собой право использовать информацию, полученную в процессе реализации Программы, с целью накопления и передачи опыта, в исследовательских и статистических целях.

12. Распространение информации о Программе

Информация о Программе и проводимых в рамках нее мероприятиях будет распространяться путем размещения на официальном сайте http://assist-fund.ru/, а также рассылаться Фондом по информационным рассылкам заинтересованным организациям и по другим информационным каналам.

13. Утверждение и изменение Программы

Программа, а также ее изменения и дополнения утверждаются Управляющим советом Фонда в порядке, предусмотренном Уставом Фонда.